Английский – Правила чтения – Ударение. Тип слога

При чтении английских слов наибольшую трудность представляет определение звука, передаваемого Гласной буквой в данном, конкретном положении. В английском алфавите всего шесть гласных букв: A [eI], E [J], I [aI], O [ou], U [jH], Y [waI]. Отдельно или в сочетаниях, они передают двадцать гласных звуков.

Чтобы определить звуковое значение, передаваемое гласной буквой в данном слове, необходимо знать прежде всего следующее:

1.Словесное ударение.

2. Тип слога (открытый или закрытый).

Словесным

ударением называется артикуляционное выделение одного из слогов в двусложном или многосложном слове.

В некоторых языках ударение всегда падает на определенный слог, например, во французском – на последний. В английском языке, как и в русском, ударение свободное, то есть в разных словах может падать на разные по порядку слоги. Английское ударение более сильное, чем русское, с более напряженной артикуляцией. В орфографии оно обычно не отмечается, а при транскрибировании слов, содержащих два гласных звука и более, ударение обозначается обязательно. Главное обозначается вертикальной черточкой сверху перед началом слога, а второстепенное (в многосложных словах) – черточкой снизу.

Определение словесного ударения в английском слове представляет определенную

трудность.

Во-первых, нужно определить наличие в слове префиксов (приставок) и суффиксов, так как префиксы глаголов, прилагательных, наречий, предлогов не принимают на себя ударения (смещают его на корень), а некоторые суффиксы влияют на положение ударения в слове.

Во-вторых, в английском языке, особенно в многосложных словах, существует расхождение между количеством графических слогов (которое формально равно количеству гласных букв, считая реальные гласные диграфы, читаемые комплексно и всегда входящие в состав одного слога, за одну букву) и количеством фактически произносимых слогов (каждый из которых содержит один гласный звук или дифтонг). Распределение же ударения зависит прежде всего от фактически произносимых слогов. Например: literature [‘lItrICq] – литература; interesting [‘IntrIstIN] – интересный.

Однако большинство наиболее употребительных английских слов одно-трехсложные и распределение ударения в них подчиняется следующим правилам.

Ударение в подавляющем большинстве английских двусложных слов падает, как правило, на начальный слог, если только он не представляет собой префикс.

В подавляющем большинстве трехсложных и многосложных слов ударным слогом является третий слог, отсчитываемый от конца слова, если слово двусложное, то ударен второй от конца слог.

Если в слове более четырех слогов, то левее, через один слог от ударного, располагаются второстепенные ударения, например: responsibility [rIs”pOnsq’bIlItI] – ответственность.

Для правильного определения ударения нужно, как уже говорилось выше, знать суффиксы и, прежде всего, префиксы английского языка.

В словах, оканчивающихся на суффикс типа -ion, ударение падает на слог, непосредственно предшествующий суффиксу. К суффиксам этого типа относятся: -i+on, – i+ous, – i+al, – i+an, – i+ant, – i+ance, – i+ent, – i+ence.

Всегда ударен слог, предшествующий суффиксу -ic (-ical): republIc [rI’pAblIk] – республика, ,periodIcal [“pIqrI’OdIkl] – периодический.

Ударение сохраняет свое первоначальное место в словах, образованных с помощью суффиксов и окончаний: -ly, – ful, – less, – nees, – ism, – ing, – er, – or, -(e)d, -(e)s.

Префиксы (приставки) наиболее часто встречаются у глаголов, у прилагательных, у наречий и предлогов. Эти префиксы остаются безударными:

Неизменяемые префиксы:

Префиксы

Примеры

A-

ABout [q’baut] – вокруг

ALong [q’lON] – вперед, вдоль

Be-

BeGin [bI’gIn] – начинать(ся)

BeHind [bI’haInd] – сзади, позади, после

De-

DeFend [dI’fend] – защищать(ся)

DeFault [dI’fLlt] – невыполнение обязательств

For-

ForGet [fq’get] – забывать

Mis-

MisTake [mIs’teIk] – ошибаться; ошибка

Per-

PerMit [pq’mIt] – позволять

Pre-

PrePare [prI’pFq] – приготавливать(ся)

Pro-

ProDuce [prq’djHs] – производить

Re-

RePeat [rI’pJt] – повторять, повторение

Un-

UnHappy [An’hxpI] – несчастливый

Префиксы, уподобляющиеся корню или сокращающиеся (историческая ассимиляция конечного согласного префикса, а также выпадение некоторых букв):

Префиксы

Примеры

Abs- (ab-, a-)

AbStract [xb’strxkt] – отнимать

Ad- (ac-, af-, ag-, al-, an-, ap-, ar-, as-, at-)

AdMit [qd’mIt] – допускать

AcCept [qk’sept] – принимать

AfFect [q’fekt] – воздействовать

ArRive [q’raIv] – прибывать

AsSist [q’sIst] – помогать, содействовать

Con- (co-, col-, com-, cor-)

ConDuct [kqn’dAkt] – вести

ColLect [kq’lekt] – собирать

CorRect [kq’rekt] – исправлять; правильный

Dis – (di-, dif-)

DisCover [dIs’kAvq] – обнаруживать

DiVide [dI’vaId] – делить(ся); разделение

En- (em-)

EnLiven [In’laIvqn] – оживлять

EmBrace [Im’breIs] – обнимать(ся); объятие

Ex- (e-, ef-)

ExCuse [Iks’kjHz] – извинять, прощать

ELect [I’lekt] – избирать; избранник

EfFect [I’fekt] – совершать; результат

In- (il-, im-, ir-)

InVisible [In’vIzqbl] – невидимый

IlLegal [I’lJgql] – незаконный

ImPossible [im’pOsqbl] – невозможный

IrRegular [I’regjulq] – нерегулярный

Ob- (o-, oc-, of-, op-)

ObServe [qb’zWv] – наблюдать

OcCur [q’kW] – встречаться

OfFence [q’fens] – обида

Sub- (suc-, suf-, sug-, sup-, sus-)

SubMit [sqb’mIt] – подчинять(ся)

SucCess [sqk’ses] – успех

SupPort [sq’pLt] – поддерживать, поддержка

SupPose [sq’pouz] – предполагать

Trans- (tra-)

TransLate [trxns’leIt] – переводить(ся)

TraDuce [trq’djHs] – клеветать

Для распознавания префикса в случае удвоенной согласной в середине слова рекомендуется следующее правило: удвоение звонких согласных после Co-, i-, глухих согласных после o-, su-, di-, e-, любых согласных после A- говорит о наличии префиксов Con-, in-, ob-, sub-, dis-, ex-, ad-. Например: coNnEct, coLlEct, iMmErse, oPpOse, suPpOse, diFfUse, aTtEst.

Двусложные префиксы, сохраняющие ударение на корне при ударности и самого префикса, а также префиксы, часто несущие на себе отдельное ударение:

Префиксы

Примеры

Dis – + a-

ALlow [q’lau] – разрешать

DisaLlow [‘dIsq’lau] – запрещать

Inter-

InterSpace [‘Intq’speIs] – промежуток

Over-

OverPay [‘ouvq’peI] – переплачивать

Re-

ReMake [‘rJ’meIk] – переделывать

Super-

SuperFine [‘sjHpq’faIn] – тончайший

Un-

UnMoved [‘An’mHvd] – неподвижный

Under-

UnderStand [“Andq’stxnd] – понимать

В английском языке существуют глаголы с префиксами, графически не отличающиеся от существительных. Единственным средством различия служит ударение, которое в глаголе падает на корень, а в существительном – на префикс, например:

Глагол

Существительное

DicTate [dIk’teIt] диктовать

DicTate [‘dIkteIt] предписание

InCrease [In’krJs] возрастать

InCrease [‘InkrJs] возрастание

ConDuct [kqn’dAkt] – вести

ConDuct [‘kOndqkt]- поведение

ObJect [qb’Gekt] – возражать

ObJect [‘ObGIkt] – предмет

PerMit [pq’mIt] – позволять

PerMit [‘pWmIt] – разрешение

Слова с нетипичным ударением.

Apparatus [“xpq’reItqs] прибор

Barricade[“bxrI’keId]баррикада

Canal [kq’nxl] канал

Ceremony [‘serImqnI]церемония

Cigar [sI’gR] сигара

Create [krJ’eIt] создавать

Diploma [dIp’loumq] диплом

European[“juqrq’pJqn]европеец

Hotel [hou’tel] гостиница

July [GH’laI] июль

Machine [mq’SJn] машина

Magazine[“mxgq’zJn]журнал

Moustache [mqs’tRS] усы

Museum [mjH’zIqm] музей

Parade [pq’reId] парад

Police [pq’lJs] полиция

Polite [pq’laIt] вежливый

Potato [pq’teItou] картофель

Sincere [sIn’sIq] искренний

Tobacco [tq’bxkou] табак

Tomato [tq’mRtou] помидор

Unite [jH’naIt] соединять(ся)

Так же, как и в русском, в английском языке открытым считается слог, заканчивающийся гласным звуком, а закрытым – заканчивающийся согласным звуком. Например: in’tensity – in/’ten/si/ty. Первый слог in – закрытый безударный, второй ten – закрытый ударный, третий si – открытый безударный, четвертый ty – открытый безударный.

Нас интересует определение открытости или закрытости только ударного слога. В современном английском языке гласные буквы в неударном положении обозначают нейтральные звуки [q] или [I] или полностью выпадают при чтении.

Тип слога определяется тем, какие буквы стоят после ударной гласной (буквы перед ней не имеют значения). Существуют три основных случая – на границе двух смежных слогов находятся:

А) две гласные буквы;

Б) гласная и согласная буква;

В) гласная и две (или более) согласных буквы.

А) Вида: … + ‘Гл. / + Гл. +…

Слоговая граница проходит между смежными гласными буквами, принадлежащими к разным графическим слогам. Не разбиваются только реальные гласные диграфы, которых всего семь: au/aw, ei/ey, oi/oy, ou/ow, ou, oo, eu/ew. В остальных случаях это либо простое смежное соположение гласных букв, каждая из которых читается (этот случай называют иногда зиянием, т. к. рот остается открытым на всем протяжении их артикуляции, к ним относятся: Ia, io, iu, ua, eo и др.) – ‘li/on, ‘po/et, ‘di/amond, so’ci/ety ; либо сочетание гласных, подобное открытому слогу, в которых читается лишь первая буква – ‘lo/ad, ‘go/al, ‘de/al, ‘fa/int.

К последней группе, где читается лишь первая буква, а вторая немая, относятся следующие сочетания букв (ложные диграфы): ie/ye, ai/ay, ea/ee, oe/oa/ow, ue/ui.

Первый, ударный слог является открытым, что и определяет чтение гласной буквы в нем.

Б) Вида: … + ‘Гл. / + С + Гл. +…

Между двумя гласными буквами находится единственная согласная. Слоговая граница проходит перед этой согласной буквой, что делает левый, ударный слог открытым (эта согласная относится ко второй гласной букве даже если последняя является немой E). Например: ‘ty/ping, ‘ru/le, ‘no/sy, ‘ba/ker, sce/ne.

Но если этот ударный слог оказывается третьим от конца, то необходимо запомнить следующее “правило третьего слога”:

Третий от конца слова ударный слог Всегда читается как закрытый.

Слоговая граница в третьем от конца слоге проходит после единственной согласной буквы (в том числе, если это буква r), например: ‘fam/ily, ‘el/ement, ‘min/eral, ‘bil/ious.

Наличие после гласной буква третьего ударного слога буквы r не оказывает никакого особого влияния на чтение гласной. Она читается как в слоге, закрытом любой другой согласной буквой, например: A’meR/ica, ‘tyR/anny.

Правило третьего слога (чтение как закрытого) распространяется и на слоги, несущие второстепенное ударение, пятый, седьмой и т. д.

Правило третьего слога часто не имеет силы, когда в ударном, третьем слоге находится звук [(j)H], слоговая граница проходит после буквы u и слог Читается как открытый, например: ‘pu/rity, ‘du/kery, ‘fu/neral.

Правило третьего слога никак не влияет на гласные диграфы, они читаются по общим правилам.

Если на слоговой границе находится буква X, всегда передающая два звука [ks, gz], то ударный слог читается как закрытый: box/er, fox/es.

В) Вида: … + ‘Гл. + С / + С + Гл. +…

Слоговая граница проходит между двумя смежными согласными буквами. Первый, ударный слог является закрытым, что и определяет чтение гласной буквы в нем. Например: ‘pen/cil, ‘shor/test, ‘sun/ny, ‘hun/ter, ‘can/dy.

Тип слога останется закрытым и в том случае, если две согласные представляют собой реальный согласный диграф, только слоговая граница пройдет после него: ‘fish/ing.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Английский – Правила чтения – Ударение. Тип слога